Владимир Путин обозначил стратегические задачи перед российской судостроительной отраслью

Владимир Путин обозначил стратегические задачи перед российской судостроительной отраслью

Владимир Путин обозначил стратегические задачи перед российской судостроительной отраслью

Image
22 Августа 2022 Admin

#Минпромторг

Источник: minpromtorg.gov.ru

Президент Российской Федерации Владимир Путин провел заседание по развитию судостроительной промышленности. На встрече обсудили вызовы, с которыми сталкиваются сегодня российские верфи, производители и заказчики судов, а также – какие стратегические задачи стоят перед отраслью, прежде всего перед её гражданским сегментом. В заседании принял участие заместитель Председателя Российской Федерации – Министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров.

По словам Владимира Путина, у России есть всё необходимое для уверенного, долгосрочного развития судостроения, включая колоссальный опыт и наработки в этой сфере, ресурсную и промышленную базу, огромный потенциал научной и конструкторской школ.

Мы начали строить круизные теплоходы ПКС-180 и PV-300, а также модернизированные суда на подводных крыльях – «Кометы», «Метеор» и «Валдай». Эту линейку дополнили электрокатамараны Ecocruiser и Ecobus. Серийно выпускаем грузовые суда «река-море» и заходим в нишу крупнотоннажного грузового транспорта, строящегося на дальневосточном судостроительном комплексе «Звезда»,

- подтвердил вице-премьер – глава Минпромторга России, уточнив, что верфь уже сдала первые танкеры типа «Афрамакс»; строятся газовозы и продуктовозы для Севморпути.

Большое внимание уделяется рыбопромысловым судам – Минпромторг работает здесь вместе с Минсельхозом России, используя механизм «квоты под киль»: сейчас на заводах в разной степени готовности 70 судов для рыбодобывающей отрасли. Активно строится ледокольный флот: уже сданы два 60-мегаваттных ледокола, еще один спустим в этом году и два – после 2024 года.

В целом загрузка мощностей в отрасли сейчас высокая – на 63 судостроительных предприятиях в разных стадиях строительства находится около 300 судов и морской техники. Плюсом к этому в собранной Минпромторгом потребности государственных и частных заказчиков до 2035 года – ещё более 700 судов разных типов,

- рассказал Денис Мантуров.

Однако, как напомнил Владимир Путин, у российских судостроительных компаний есть трудности с поставками иностранного оборудования и комплектующих для гражданских судов трудностях. Причина – в невыполнении зарубежными партнёрами своих обязательств, причём ввиду чисто политических, конъюнктурных сиюминутных соображений и причин.

Отмечу, что замещение иностранной техники и комплектующих в производстве рыболовных и других гражданских судов может повлиять на параметры уже запущенных проектов. Имею в виду сроки и затраты на перепроектирование, что крайне важно для заказчиков судов, для бизнеса. Коллеги с мест уже докладывают о переносах заявленных сроков постройки судов и изменении ряда других показателей,

- отметил глава государства.

Денис Мантуров подтвердил потребность в верифицированном судовом оборудовании с учетом необходимости замены из-за отказа зарубежных партнеров выполнять свои обязательства.

На этом «обожглись» многие судовладельцы, особенно рыбопромысловые компании и заказчики крупнотоннажных судов, предпочитавшие включать в проект импортные узлы и агрегаты даже при наличии отечественных аналогов. Теперь мы вынуждены перепроектировать многие суда, в том числе строящиеся; только по рыбопромысловым судам такая работа потребует дополнительных затрат более 2 млрд рублей. Судостроители проводят ревизию и остальных проектов на предмет необходимых изменений и уточнения затрат на перепроектирование. Это объективно сдвинет вправо сроки сдачи. Чтобы госзаказчики не применяли к верфям штрафные санкции предлагаем увеличить на два года время, отведенное под строительство с уточнением окончательной стоимости,

- предложил вице-премьер – глава Минпромторга России.

По новым проектам потенциальным заказчикам будет предложен типовой набор судов разного назначения с максимальным использованием отечественного оборудования. Благодаря этому повысится серийность, снизится стоимость судов и, главное, будут демпфированы риски срыва поставок.

Сейчас самым независимым в технологическом плане сегментом отрасли является ледокольный флот, и мы будем стремиться к этому и по другим направлениям. Мы определили критические позиции узлов и агрегатов, которые необходимо в кратчайшие сроки разработать и запустить в серию (в том числе с учетом потребности судостроительного комплекса «Звезда» по крупнотоннажу). Спасибо, Владимир Владимирович, что поддержали выделение в текущем году на эту меру 7 млрд рублей – Минфин оперативно отработал Ваше поручение,

- доложил Денис Мантуров.

Учитывая длительный цикл производства судов, нужно задать долгосрочные ориентиры развития судостроения, заказы должны быть соответствующим образом выстроены. Нужно верстать планы верфей, исходя из потребностей самих заказчиков – транспортных, рыбопромысловых, энергетических и других компаний. Напомню, что именно их оценка является ключевым критерием работы всей отрасли,

- подчеркнул Президент России.

Однако на длительном цикле постройки происходит удорожание: не по всем проектам имеются технические характеристики, финансовое обеспечение и, соответственно, твердые заказы. Правительством дано поручение заинтересованным ведомствам уточнить все параметры с учетом планируемых грузо- и пассажиропотоков – для того, чтобы рассчитать стапельную загрузку верфей и конечную стоимость судов.

Судостроители уже не раз сталкивались с такой проблемой, особенно когда заключали контракты с твердой ценой при отсутствии проекта. В результате чтобы сдать судно, они вынуждены брать на себя убытки из-за превышения первоначальной стоимости. Поэтому совместно с Минфином было принято решение о проведении аудита накопленной задолженности предприятий ОСК, по итогам которого будут сформированы предложения по финансовому оздоровлению. Чтобы в будущем исключить подобные ситуации, я дал поручение ОСК не заключать контракты без получения независимой технико-экономической экспертизы,

- подчеркнул заместитель Председателя Правительства РФ – Министр промышленности и торговли РФ.

В дальнейшем предлагается закрепить этот принцип на законодательном уровне для всех предприятий отрасли – как в отношении государственных заказов, так и проектов компаний с госучастием. Как заявил Денис Мантуров, соответствующие поправки в федеральный закон о промполитике внесены в Госдуму и прошли первое чтение; их принятие ожидается в начале осенней сессии.

Денис Мантуров отметил важность модернизации и существенного расширения мощностей предприятий для реализации нескольких сотен новых проектов до 2030 года.

В предыдущие годы средства на техперевооружение выделялись исключительно под военное кораблестроение. Сейчас судостроительные заводы оценивают объем капитальных вложений для выполнения гражданских заказов; с учетом того, что рентабельность по ним нормативно ограничена, нам, возможно, потребуются бюджетные инвестиции. Также для масштабного обновления флота требуется серьезная господдержка, и здесь ключевой мерой является льготный лизинг. Нами разработана программа, для реализации которой необходимо привлечение средств ФНБ с возвратом по ставке 1,5% годовых,

- рассказал он, уточнив, что этот подход сейчас в стадии обсуждения и согласования.

По такой схеме можно решать задачи транспортной связанности и развития водного туризма внутри страны, освоения новых международных маршрутов и транспортного коридора Севморпути.

Денис Мантуров также напомнил о необходимости решать вопросы ремонта и обслуживания техники.

С учетом Вашего поручения, Владимир Владимирович, совместно с Минфином мы нашли решение по обнулению НДС по судоремонту: с предприятиями будут заключаться инвестиционные соглашения с условием вкладывать прибыль в модернизацию. Мы уже готовим соответствующие поправки в Налоговый кодекс,

- отметил он.